Лакан

Жак Мария Эмиль Лакан родился 3 апреля 1901 года в Париже в семье весьма и весьма зажиточного торговца уксусом. Как нетрудно догадаться, торговцем уксуса он не стал. С 1907 года Жак Лакан получит традиционное католическое воспитание и классическое образование в престижном иезуитском коллеже Станисласа. Греческий язык и латынь, классическая литература и рационализм Декарта, которые он с блеском будет изучать, станут тем основанием, от которого Лакан будет впоследствии отталкиваться. Отталкиваться, но не останавливаться.

С 1919 года Жак Лакан изучает медицину, специализируясь на психиатрии, которая к тому времени уже изрядно подверглась влиянию психоаналитических идей. Из всех учителей, оказавших на Лакана в годы его учебы некоторое влияние, исключительное место занял один – Гаэтан Гасьян де Клерамбо. Примечательно, что последнего психоаналитические теории, похоже, нисколько не интересовали. Тем не менее, именно его Лакан позже назовет своим единственным учителем. Хотя, психиатром Лакан, конечно же, не станет.

Лакан разочаровывает. Для пространства публичной культуры Жак Эмиль Лакан станет шарлатаном, бунтарем, психопатом, мошенником, провокатором, вором… Фигурой, которую невозможно проигнорировать и остаться равнодушным. Он станет фигурой революционного возврата к идеям Фрейда. Лакан станет автором серии из 30 всемирно известных психоаналитических семинаров и идеи верности психоаналитическому дискурсу. Лакан станет психоаналитиком.

Столкновение с Текстом Лакана не оставляет читателю возможности распорядится своим опытом в однозначной манере. Лакан поставит в своих исследованиях вопросы, на которые каждому из нас ответы придется дать самостоятельно. Неотступно следуя за учением Фрейда о душевной жизни человека, он непрестанно и усердно подвергает сомнению незыблемость любых дисциплинарных (разумеется, не только их одних) рамок. Речь Лакана о письме Фрейда устремлена в продленность. "Еще!" - требует французский психоаналитик. Мысль должна продолжаться. Продолжаться, во что бы то ни стало. Следуя этому принципу, Лакан создает особую текстуальность, в которой возможно соприкосновение с духом психоанализа, рожденным в революционной для любого времени и пространства идее внимания к речи субъекта. Осуществляя свой замысел возвращения к смыслу психоанализа (Назад к Фрейду!) Лакан минуя любые препоны, настойчиво движется через череду инстанций, в числе которых окажется и оптика и кибернетика и лингвистика... Движется для того чтобы в каждой точке следования своей мысли стоять на стороне субъекта Желания.