12.02.2018

28.02.2018

Марья Дмитриева
Analysis situs

#анонс    #выставка 

Analysis situs (буквально - “анализ размещения” ) - с XVIII столетия это латинское словосочетание стало названием зарождающейся науки, позднее обозначенной термином “Топология” и определенной самим автором, немецким математиком Иоганном Бенедиктом Листингом, как “учение о модальных отношениях пространственных образов — или о законах связности, взаимного положения и следования точек, линий, поверхностей, тел и их частей или их совокупности в пространстве, независимо от отношений мер и величин”.

В работах Марьи Дмитриевой глубоко личное исследование собственной субъективности принимает форму динамических композиций. На выставке в Музее сновидений представлены работы в различных техниках - коллажа, акварельного рисунка и аппликации, объединенные интересом художницы к конструированию и переосмыслению изобразительного поля и таких базовых понятий, как плоскость, граница, автономность изображения.

Сюжетообразующия механика в практике художницы, по словам самой Марьи, представляется ей как своеобразные “качели” между символизмом и сюрреализмом. По принципу построения коллажи Дмитриевой напоминают о ранних сюрреалистических практиках автоматического письма, где место зонтика и письменной машинки на операционном столе занимает лепесток огромного белого цветка, превращающийся в яичницу-глазунью. В парадоксальных сочетаниях и отношениях буквально вырванных из своего изначального контекста полиграфических изображений складывается рассказ о некой фантазийной реальности. Символизм же присутствует в работах Дмитриевой как намёк на иное значение, скрывающееся словно бы под изобразительной поверхностью или и вовсе за пределами основного изобразительного поля. Некое заклинание, применив которое раскроется подоплёка, совокупная сумма работы ассоциаций, аналогий, метафор и тропов.

Однородность, однопорядковость, ограниченность этого поля - таков круг “формальных” вопросов, которые исследует художница. Перегруженность коллажей сменяется незавершенностью рисунков. Один коллаж наслаивается на другой и неминуемо превращается из казалось бы автономного произведения в очередной элемент общей картины, подобно принципу фрактальной изобразительности. Однако в своих поисках Дмитриева приходит к чему-то большему, чем оригинальный художественный прием. Художница ставит под вопрос самостоятельность завершенного произведения и само понятие завершенности как Формы, в которую ликвидная художественная практика в конечном счете вливается, запечатывается и застывает. Размышления о неустойчивом, или лучше сказать, переходном характере идентичности, нежелание раз и навсегда установленной идентификации, отказ от окончательного самоопределения выражаются в отказе автора от кадрирования изобразительного поля и упорядоченной экспозиции. Не статичные, плывучие границы работ художницы наводят на мысль о непрестанной изменчивости границ субъективности как таковой.