Священные фигуры
30.11.
2003
07.02.
2004
Ольга Тобрелутс
Священные фигуры
Событие завершено

Анонс

В серии "Священные фигуры" художница обращается к стратегии монтажа, революционизировавшего искусство в начале ХХ века. Однако, монтаж Ольги Тобрелутс в отличие от политического монтажа 20-х годов, связан не с утверждением, а с развенчанием пафоса. Пафос рассеивается за счет соединения образов времени с образами, которые принято считать вечными. Тобрелутс работает с новым ощущением времени, с тем ощущением, которое родилось в 20-м веке. Это спрессованное время, в котором прошлая история сосуществует с настоящим, а будущее предопределяет восприятие прошлого. Монтаж стал выражением этого ускорения и одновременности. Соединяя некие узнаваемые образы в новое парадоксальное сочетание, монтаж говорит. Причем, говорит не словами, а фигурами речи, возникающими между словами и образами. 

Используя прием монтажа, Ольга Тобрелутс в своих картинах сводит вместе два типа культов, выросших из религиозного поклонения: культ истории искусства с культом поклонения звездам. Идол массовой культуры, популярный актер или известная модель - это оболочка, заполняемая эстетически и социально важными ориентирами. Обожествление поп-идолов, идеальных героев, позволяющих поклонникам обрести себя, сосуществует с поклонением идеям. Например, идеям демократии, свободы, красоты. 

Возможно, поводом для обращения к речи стало разочарование художницы в священном писании современности, риторически утверждающем торжество добра над злом, демократии над тоталитаризмом, мира над войной. При этом от лица добра совершается зло, от лица демократии устанавливается тоталитаризм, во имя мира ведется война. Тобрелутс ввела в свои новые работы слова, чаще всего произносимые в современной политической речи. Так, слова "WAR, ATTACK…", уходящие в перспективе a la "Звездные войны", становятся фоном для фигуры атлета из Эфеса, прикрывающегося словом "PEACE". Выбор английского языка подчеркивает процесс тотализации, стирания различий в сфере языка, обозначая центр влияния в современной геополитике. 

Пафос вечного, прекрасного, достойного поклонения искусства, так же как и патетика сиюминутного мира моды, воплощающего идеалы красоты, развенчивается художницей за счет соединения с политическим контекстом. Находящаяся, казалось бы, вне политики фигура Венеры, попадая в контекст слов WAR, AGRESSION, SHOCK, VIOLENCE, начинает напоминать скорее жертву бомбардировки. Теперь кажется понятным, почему у богини любви обрублены руки. А едва читаемая надпись на лифчике STOP THE WAR воспринимается в качестве коммерческого послания. Этот пацифистский лозунг занимает место коммерческого брэнда, и, тем самым, коммерциализируется. 

В период очередного геополитического передела, возникает мода на military style. Красота, агрессия, война выстраивают один порядок, эстетическое и политическое накрепко связываются. Одно разменивается на другое в едином масс-медиальном пространстве. 

Серия "Священные фигуры" показывает, что священных фигур больше нет, будь то образ античной богини, или фигура известной модели, или фигура речи stop the war. "Священные фигуры" не только демонстрируют механизм возникновения культа в эпоху массовой культуры, но и становятся разменной монетой в информационной войне.