Выставка «Мартоваская революция»
10.03.
2018
31.03.
2018
Владислав Гуцевич
Выставка «Мартоваская революция»
Событие завершено

Анонс

Мартовская революция – так, согласно григорианскому календарю или «новому стилю», называет Февральскую революцию американский журналист Джон Рид в своей книге «Десять дней, которые потрясли мир». Убежденный коммунист-романтик Рид, художник-авангардист Казимир Малевич, австрийский логик Курт Гедель, чья теорема о неполноте, как считается, перевернула основания математики, будучи причастными революционному пафосу первой половины XX века, становятся собеседниками Владислава Гуцевича на выставке в Музее сновидений.

Гуцевич – противник любых революций; революция для него – синоним жертв, разрушений, смерти. Оправдался ли революционный пафос «Черного квадрата» как финальной точки живописи? XX век покажет, что ее не так просто сбросить со счетов. «Красный квадрат» превратился в символ революции из «живописного реализма крестьянки». Отчего не нарисовать революционные квадраты всех цветов спектра? Патетика авангарда доводится до абсурда, когда «Зеленый Квадрат» Вадима Овчинникова провозглашается символом революции в экологии.

Искусству с его коммерческим духом Гуцевич противопоставляет творческий акт – радость созидания, а не разрушения, которые неизменно влечет за собой всякая революция. «Для меня Малевич – это сложно, и я должен его упростить». Популярные среди авангардистов теософские, в частности буддийские мотивы, Малевич сводит к простым геометрическим формам и цветам. Но выросший вокруг него миф можно подвергнуть точно такому же упрощению, результатом чего станет победа над революцией. «Опрощение структуры ведет к ее уничтожению». Поскольку живопись уже неотделима от дискредитированного понятия искусства, на смену ей Гуцевич предлагает «схему живописи» – универсальный трафарет, позволяющий одним махом разделаться со всеми революциями. Присваивая каждой из них порядковый номер, он дает понять, насколько прост и универсален этот метод – ряд простых чисел может быть продолжен до бесконечности. Открывающая его «Революция №0» отсылает и к тибетской мандале, и к Большому Взрыву в момент, когда хаос становится космосом – момент торжества созидания и творчества.

 

Текст: Вера Заварзина