Функция топологии в психоаналитической практике
25.06.
2021
Александр Бронников
Функция топологии в психоаналитической практике
Событие завершено

Анонс

ТОЛЬКО ОЧНОЕ УЧАСТИЕ.

Регистрация по ссылке:

 
Анонс:
"Так сложилось, что Лакан решил, что психоаналитикам полезно изучать топологию. Какие-то там ленты Мебиуса, выворачивание тора, проективную плоскость, бутылку Клейна и, конечно, узлы.
Многим казалось, что это смелый ход, хотя ценность его для психоаналитической практики не слишком очевидна. Конечно, мир лаканистов разделился на тех, кто топологию любит, и тех кто ее не любит. Но, кажется, это не так интересно, кажется, интереснее посмотреть как пользуются ей те, кто ее любит. Вот, как вы, если вы любитель топологии, мыслите свою практику? Как вы в своей практике на эту хваленую топологию опираетесь? Вот, например, довольствуетесь ли вы банальными тезисами о том, что невротик является тором, или дела обстоят как-то интереснее, чем сведение многообразия частного к чему-то единому? А когда вы представляете свои случаи, то у вас получилось нарисовать их узлами или поверхностями? Как вообще подходить к клиническому материалу топологически? Поменялась ли техника психоанализа, когда психоаналитики задумались о топологии?
Наверняка в психоаналитическом сообществе, во всех его уголках, даже там где топологией не интересуются, даже там где ей интересуются, но страдают трудностями перевода этой области в область практики, короче говоря, везде в психоаналитическом дискурсе знают, что фрейдовское бессознательное снабжает нас знаниями там, где мы и не думали их обрести.
В нашем случае примером такой внезапной находки оказался Леви-Стросс. Возьмите его работу “Ревнивая горшечница”, и вы почти сразу убедитесь, что она непрерывно занята топологическими трансформациями, которые позволяют прочесть такую “бессмысленную” вещь как миф: “Тапир, вставляет в задний проход флейту, и засасывает через нее внутрь себя детей (вспомните человека с крысами)... Луна упала в яму, а потом вылезла через полый ствол пальмы...Карлика без ануса, который питается воздухом, проткнули, и из него вышла глина, из которой сделали горшки, в которые поместили еду... Ленивцу не дали спуститься вниз для дефекации, но тогда его экскременты упали, то низ Земли стал верхом...Божество опорожняется с вершины дерева, но не слышит звука падающих экскрементов, и умирает...Небо и земля жили вместе внизу, но небо устало от того, что на него испражняются люди, и поднялось наверх, разделившись с землей, мальчик, которого зовут Тростник, курит тростниковую трубку”... и т.д. и т.п. В итоге, Леви-Стросс понимает, что глиняный горшок индейцев это бутылка Клейна, которую изучает топология западной цивилизации. Бутылка Клейна стала для него арматурой, скелетом этой группы мифов.
Так вот, наша идея состоит в том, что, психоанализ позволяет увидеть арматуру, ну или скелет вашего симптома. Он позволяет понять каким образом устроен объект вашего влечения, и мы попробуем на примере одного случая наглядно показать, что этот объект можно понять только через его трансформацию, только через понимание всех его переходов от одного состояния к другому.
В этом контексте завершение анализа предстает как знание топологии объекта влечения.
На семинаре мы попробуем рассказать клиническую иллюстрацию этого тезиса…"