Курс лекций «Взгляд и барокко»
15.04.
2019
19.04.
2019
Лоренцо Кьеза
Курс лекций «Взгляд и барокко»
Событие завершено

Анонс

Ссылка на регистрацию:

https://docs.google.com/forms/u/1/d/e/1FAIpQLScqdZLsHTf-wFQcdBf5URbORj6P4oqhAE013Ere_Ao8X2GLEw/formResponse

В этой серии лекций мы будет разбираться с лакановскими преставлениями о взгляде и с его интерпретацией барокко как исключительным периодом в истории искусства, тесно связанным с появлением взгляда.

Прежде всего, мы исследуем взгляд в качестве привилегированного объекта влечения. Для Лакана отправной точкой является то, что взгляд не совпадает с глазом и его сознательно-перспективистским видением, а также не свидетельствует о присутствии другого симметричного субъекта. Словами Лакана из XI Семинара: «ты никогда не глядишь на меня оттуда, откуда я смотрю на тебя». Взгляд понимается как утраченный субъектом объект, который, тем самым, оказывается субъективированным. В этом контексте мы внимательно рассмотрим то, что Лакан называет «сборкой» влечения, частично репрезентированного контуром либидо; сходство и различие между Вещью, объектом а и фаллосом; и тот факт, что нет унифицированного генитального влечения, но при этом все частичные влечения, и особенно скопическое, являются неминуемо фаллицизированными.

Помимо этого, мы сосредоточимся на высказываниях Лакана о барокко (особенно в Семинарах VII и XX). Для него этот род искусства возник в крайне нестабильный исторический период (Контрреформации) и расшатал законы перспективы, заданные Ренессансом вплоть до их подрыва. Принципиально важно при этом, что барокко олицетворяет то, как говорящее животное не думает об отсутствии jouissance, а наслаждается им. Мы уделим особое внимание и постараемся осмыслить четыре ключевые определения, которые дает Лакан:

  • Барокко зиждется на том, что «выставляет тело как наслаждающееся»;
  • Барокко позволяет чему-то (взгляду) возникнуть, причем, именно там, где тот был утрачен в качестве опоры, или, строго говоря, нигде;
  • Барокко – «непристойно-возвышенное»;
  • Барокко совершает «регуляцию души путем созерцания тела»

Также, мы проанализируем те произведения искусства, которые Лакан находит особенно значимыми – «Экстаз Святой Терезы» Бернини и «Послы» Гольбейна.

ЛОРЕНЦО КЬЕЗА – философ, психоаналитик, политический теоретик, переводчик. Один из ведущих интерпретаторов Лакана на сегодняшний день; его даже называют «лидером молодого поколения лаканистов» (Дани Нобус). Лоренцо Кьеза – автор ряда влиятельных книг, изданных MIT Press: «Субъективность и инаковость. Философское прочтение Лакана» (Subjectivity and Otherness. A Philosophical Reading of Lacan, 2007) и «Не-два. Логика и Бог у Лакана» (The Not-Two. Logic and God in Lacan, 2016). Работы Лоренцо Кьезы переведены на десять языков, в том числе и на русский (он – постоянный автор журнала «Лаканалия», www.lacan.ru). 


В 2014 году основал Генуэзскую школу гуманитарных наук; приглашенный профессор Школы Фрейда-Лакана в Музее сновидений Фрейда (с 2012 года регулярно приезжает с лекционными курсами) и Европейского университета Санкт-Петербурга; на постоянной основе читает лекции в Университете Нью-Мехико, Институте гуманитарных наук Неаполя, Институте философии Любляны, Американском университете Бейрута. 

Перевел на английский язык несколько книг Джорджо Агамбена и Паоло Вирно, на итальянский – Славоя Жижека.

Запись на курс: https://docs.google.com/forms/u/1/d/e/1FAIpQLScqdZLsHTf-wFQcdBf5URbORj6P4oqhAE013Ere_Ao8X2GLEw/formResponse

или +7911 784 2117 

 

Расписание

15.04.2019 19:00
16.04.2019 19:00
17.04.2019 19:00
18.04.2019 19:00
19.04.2019 19:00